Поэзия Серебряного века. Осип Мандельштам

Поэзия Серебряного века. Осип Мандельштам

Осип Мандельштам (1891 – 1938) занимает особое место среди поэтов Серебряного века России. Впрочем, как и все индивидуальности этого удивительного периода в русской литературе. Среди них не было людей, стремящихся к подражанию; это поколение поэтов старалось как можно ярче продемонстрировать свою непохожесть, свою Музу, отличающуюся от других «лица необщим выраженьем».
  Поэзия Осипа Мандельштама производит впечатление одновременно и капризной, и дисциплинированной. Она кажется и непредсказуемой, и строго выверенной. Стихи поэта заполнены образами пчел, стрекоз, ласточек.

Я словно позабыл, что я хотел сказать
Слепая ласточка в чертог теней вернется,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть… («Ласточка», 1920)

А вот еще в этом же стихотворении:

И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прикинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам…

(Здесь, в слове "прИкинется",  в некоторых изданиях написано прОкинется)

И еще в нем же:

Bсе не о том прозрачная твердит,
Все ласточка, подружка, Антигона...

А это еще одно стихотворение:

И каждый совершил душою,
Как ласточка перед грозою,
Неописуемый полет. (1910)

А вот о стрекозах и шмелях:

Стрекозы быстрыми кругами
Тревожат черный блеск пруда,
И вздрагивает, тростниками
Чуть окаймленная, вода.

То — пряжу за собою тянут
И словно паутину ткут,
То — распластавшись — в омут канут —
И волны траур свой сомкнут.

И я, какой-то невеселый,
Томлюсь и падаю в глуши —
Как будто чувствую уколы
И холод в тайниках души... (1911)

И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель. («Импрессионизм», 1932)

Непредсказуемость полета этих созданий нам кажется сумбурной, а на самом деле их полет подчиняется строгой дисциплине. Они носятся в небе, от цветка к цветку, зависают над гладью озера, чтобы потом внезапно сорваться и улететь куда-то далеко-далеко, куда им необходимо попасть…
Критики Мандельштама (например, А.А.Измайлов) и называли его стихи «сущей ерундой», и утверждали, что в них нет совсем содержания. Но сам поэт постоянно утверждал в своих теоретических и критических статьях, что для поэзии необходима «узда».
Кроме поэзии, Мандельштам очень ценил архитектуру и сравнивал с ней поэзию. Это очень хорошо видно в стихотворении из первой книги «Камень», посвященном собору Парижской Богоматери:

NOTRE DAME

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,- и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам. (1912)

Свод готического собора автор сравнивает с  орудием для пробивания стен – тараном – и рассуждает о том, как строить стихи. Неожиданное сравнение присуще только Мандельштаму.

Судьба поэта тоже очень своеобразна, ярка и трагична. Его образу жизни присуща так называемая бездомность, обусловленная тем обстоятельством, что этот человек не мог быть до конца «своим» ни в одном кругу.
Родился будущий поэт в Варшаве 3 (15) января 1891 года. Отец его, Эмиль Вениаминович, курляндский еврей, окончил в свое время талмудическую школу и впоследствии, после тяжелых лет трудов в кожевенном производстве, стал купцом 1-й гильдии. Мать, Флора Осиповна, музыкантша из интеллигентной семьи, была в родстве с историком литературы С.А.Венгеровым.

Сыну отец дал совершенно отличное от своего образование. Осип окончил Тенишевское училище, одно из самых престижных заведений Петербурга. Любимым учителем юного Мандельштама стал преподаватель литературы Владимир Васильевич Гиппиус – первый, кто серьезно повлиял на его литературные вкусы и пристрастия. С 1907 по 1908 год Мандельштам жил в Париже, посещал словесный факультет Сорбонны, потом в Берлине Гейдельбергский университет, потом побывал в Италии и Швейцарии. Начиная с 1911 года вплоть до февраля 1917 года учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.
Начинал свое творчество Мандельштам с увлечения символизмом, но туманность и размытость содержания стихов начинающего поэта никак не сближала его с символистами. И Брюсов, и Блок не оценили их, так как они не почувствовали в них мистического содержания, что являлось главным условием символистов. Все изображенные в стихах Мандельштама вещи остаются не символами, а конкретными предметами, обозначающими вполне конкретное состояние человеческой души. В произведении важны какие-то детали предметов или отдельные черты человека, а не весь он. Весь стих, вопреки началу, вдруг наполняется неожиданной радостью, повествует о прелести конкретной жизни, и не надо выискивать никакой метафизики, никаких намеков. Такой подход поэта напоминает картины импрессионистов Ренуара, Дега, Моне… Понятной становится временная связь Мандельштама с акмеистами, причем в «Цехе поэтов» он занимает одно из ведущих мест. Анна Ахматова вообще отзывалась о нем: «…конечно, наш первый поэт».
Свое отношение к Гумилеву Мандельштам выразил, посвящая ему одно из самых известных и значительных стихотворений «Петербургские строфы»:

Н. Гумилеву

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке,-
Россия отдыхает тяжело.

А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба -
Онегина старинная тоска;
На площади Сената - вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...

Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход -
Чудак Евгений - бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет! (1913)

Мандельштам не принимал непосредственного участия в борьбе акмеистов с символистами, но некоторые статьи его (например, «Утро акмеизма») оказались теоретически глубже гумилевского манифеста. Получается, что Мандельштам внес в теорию акмеизма бОльший вклад, чем его официальные основатели. С огромным презрением он отзывался о футуристах, которые, по его мнению, преодолев туманность символизма, совсем отказались от смысла: «Футуризм, не справившись с сознательным смыслом как с материалом творчества, легкомысленно выбросил его за борт и по существу повторил грубую ошибку своих предшественников».

1920-е годы – это время плодотворной разнообразной литературной деятельности. У поэта выходит большое количество стихотворных сборников: "Tristia" (1922), "Вторая книга" (1923), "Стихотворения" (1928). В 1921 году он женился на художнице Надежде Хазиной, с которой познакомился в 1919 году в Киеве. Жена Мандельштама оказалась ему верным другом и преданной соратницей, которая поддерживала мужа и помогала ему во всем.
Трагически складывается вторая половина жизни Осипа Мандельштама. В советское время он пытался выработать в себе «советское» отношение к советской действительности:

Я должен жить, дыша и большевея…

Он болезненно чувствовал катастрофический разрыв между старой и новой Россией: это время выходят и прозаические произведения, и книги для детей, и переводы.

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней…

…И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!..

…И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льется, льется безразличье
На смертельный твой ушиб. («Век»,1922)

Наступить себе на горло и перестать писать о том, что мучает, что является главным предметом размышления, поэт не мог. Он не мог пойти на сделку со временем, потому что общественная позиция и человека, и поэта заключена в следующих словах:

Нет, никогда, ничей я не был современник…

Последней каплей, переполнившей ненависть советской власти к Мандельштаму, стало его предельно откровенное стихотворение, посвященное Сталину:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина. (1933)

Именно за это стихотворение в мае 1934 года поэт был арестован, сослан в Чердынь-на-Каме, где он заболел. Его отправляют в Воронеж, потом живет в Калинине, так как проживание в Москве запрещено. Во время пребывания в санатории его снова арестовывают, присуждают 5 лет лагерей. Во время этапирования на Дальний Восток он оказывается в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас это часть Владивостока). Зимой, 27 декабря 1938, О.Мандельштам, не вынеся тягот пути, умирает в лагере в больничном бараке.

Метки:

15 комментариев на «Поэзия Серебряного века. Осип Мандельштам»

  1. Здравствуйте Ольга! Интересная и познавательная статья. Интересный сайт,как для взрослых так и для школьников. Очень много полезной и нужной информации.Успехов Вам и побольше аудитории.

  2. «Здесь позаботилась подпружных арок сила,
    Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
    И свода дерзкого бездействует таран.»
    Боюсь, что вы не вникли в смысл этих слов. Таран здесь не сравнение.
    Тараном купол сокрушил бы стены, но… его держат арки. Вот таран и бездействует…

  3. Борис, мне приятно, что посетители сайта так глубоко и серьезно читают мои статьи. Спасибо за мнение. «Таран» здесь является метафорой, о которой я и сказала.

  4. Очень интересная статья и сайт у вас очень хороший

  5. Какой глубокий поэт Осип Мандельштам. Мало знакома с его поэзией. А если бы не вы, то даже и не задумалась бы об этом. Буду рада новым статьям о поэтах и писателях.

  6. Один из любимых моих Поэтов. Человек огромного гражданского мужества и тяжелой судьбы.

  7. Good to find an eexprt who knows what he’s talking about!

  8. Superb post admin thank you. I discovered what i was in search of here. I will review entire of posts in such a day

  9. You are such a talented writer and I appreciate all your stuff!!

  10. Cool blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere? A design like yours with a few simple tweeks would really make my blog stand out. Please let me know where you got your design. Many thanks

  11. Iris:

    То вдруг прикинется безумной Антигоной
    ————————————-
    У Мандельштама «прОкинется» — это не просто так )

  12. Iris:

    Тенишевское училище, одно из самых престижных заведений Варшавы
    —————————
    Мандельштам учился в Тéнишевском училище — среднем учебном заведении САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

  13. Уважаемая Iris, я благодарна Вам за то внимание, которое Вы уделили статье о Мандельштаме. Действительно, при процессе публикации статей возможны опечатки или ошибки. Я недостаточно внимательно перечитала написанное и не обратила внимание на ошибочное написание названия города. Спасибо за подсказку. Я сама терпеть не могу, когда в текстах встречаются неточности или ошибки. А вот насчет слова «прОкинется» я не ошиблась. Просто при выборе текста стихов я встретила и тот, и другой варианты, приняла за правильный с буквой «И». Возможно, Вы правы. Поэтому я сделала в статье поправку, указывая на оба варианта. Еще раз благодарю за внимательное чтение и надеюсь, что и в дальнейшем Вы укажете мне на какие-нибудь огрехи.

  14. Hi There! We simply love your own terrific write-up many thanks and please adhere to it

  15. Loving the information on this site, you have done great job on the blog posts.

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail