Поэзия Серебряного века. Новокрестьянские поэты

Поэзия Серебряного века. Новокрестьянские поэты

Продолжаем рассказы о поэтах Серебряного века России. В этой статье речь пойдет уже совсем о других поэтах. Они не росли в интеллигентных семьях и не были с детства окружены атмосферой высокой культуры и литературы, не впитывали с «младых ногтей» мелодию пушкинского стиха. И все-таки их стремление к светлым образам русской литературы, их одаренность не остались неосуществленными. На рубеже XIX и XX веков молодежь из деревни получила возможность учиться, благодаря реформе образования 60-х годов девятнадцатого века. Эти молодые таланты писали стихи, имея образцами произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова…

Одним из творческих кружков, созданных этими поэтами, был Суриковский литературно-музыкальный кружок. Его основал в 70-х годах позапрошлого века Суриков Иван Захарович, известный как автор песни «Степь да степь кругом…», ставшей народной. Суриковский кружок просуществовал до 1933 года.

Народная поэзия подарила России великого Сергея Есенина, его товарища, прекрасного поэта Николая Клюева, а также Сергея Клычкова. Конечно, крестьянским самородкам было значительно труднее пробиться в творческой среде, стать заметным явлением в литературе, поэтому имен, ставших известными среди них, не так-то и много. Непростой путь к славе, известности был полон ухабов, ошибок, трагических потерь.
Пытаясь разобраться в нелепой, поразившей многих смерти Есенина (официальная версия которой до сих пор – это самоубийство), М.Горький писал:

«В седьмом или восьмом году, на Капри, Стефан Жеромский рассказал мне и болгарскому писателю Петко Тодорову историю о мальчике… крестьянине, который каким-то случаем, попал в Краков и заплутался в нем. Он долго кружился по улицам города и все не мог выбраться на простор поля, привычный ему. А когда наконец почувствовал, что город не хочет выпустить его, встал на колени, помолился и прыгнул с моста в Вислу, надеясь, что уж река вынесет его на желанный простор. Утонуть ему не дали, он помер оттого, что разбился.
Незатейливый рассказ этот напомнил мне смерть Сергея Есенина».

Николай Клюев (1884 – 1937)

Н.Клюев

  Некоторые современники Н.Клюева даже после его смерти считали его более значительным поэтом, чем С.Есенин. Это личная точка зрения. С ней можно или согласиться, или поспорить, но известно, что и сам Есенин называл его своим учителем, не отрицая этого даже в период своего резкого расхождения с ним. Сергей Есенин утверждал, что он не смог бы состояться творчески, если бы не Клюев.
Николай Клюев выделялся внешне: и облик, и манера говорить отличали его от остальных. По воспоминаниям поэта Георгия Иванова, однажды он застал Клюева дома сидящим на тахте, в галстуке, с твердым воротничком. Он читал в подлиннике Гейне, а на удивленный взгляд Иванова ответил неожиданными словами:
– Маракую малость по-басурманскому. Маракую малость. Только не лежит душа. Наши соловьи голосистей, ох, голосистей…
А уже через несколько минут, собираясь с гостем в трактир, вышел в поддевке, малиновой рубашке и сапогах.
Когда в начале двадцатого века в Москве и в Петербурге появляется олонецкий крестьянин Николай Клюев, то он попадает на подготовленную интеллигенцией почву. Его появление было ожидаемым, так как от такого, как он, ожидали услышать веское суждение о будущем России.
Ранние годы Клюева прошли очень типично для крестьянского мальчика конца XIX века. Сначала два года он учился в Вытегорской церковно-приходской школе, потом в городском училище и Петрозаводской фельдшерской школе, которую он не закончил из-за болезни. В начале девятисотых он был вынужден отправиться на заработки в Петербург. Примерно в это же время он начинает писать стихи. Накануне первой русской революции 1905 – 1907 годов выходит в свет коллективный сборник «Новые поэты», в котором есть и стихи Клюева.

Только станет светать – на работу
Мужичок торопливо идет, –
Про свою вековую заботу
Песню скорбную тихо поет:

«Эх ты, жизнь, наша долюшка злая,
Безответный удел мужика,
Ты откуда явилась, лихая,
Подневольная жизнь батрака?..»

Большое впечатление произвел Клюев на Александра Блока уже своими письмами. Они оказались очень созвучными терзавшей Блока проблеме народа и интеллигенции. С.Городецкий в своих воспоминаниях о Блоке писал , что тот «крепко поверил» в Клюева. Их переписка представляет собой обмен сокровенными мыслями и чувствами и демонстрирует обоюдное влияние этих творческих личностей друг на друга.
Интересны стихи Клюева, посвященные Блоку. Они как бы являются сплавом символизма и крестьянской поэзии. Вот одно из них (оно мне особенно нравится).

Я болен сладостным недугом -
Осенней, рдяною тоской.
Нерасторжимым полукругом
Сомкнулось небо надо мной.

Она везде, неуловима,
Трепещет, дышит и живет:
В рыбачьей песне, в свитках дыма,
В жужжанье ос и блеске вод.

В шуршанье трав - ее походка,
В нагорном эхе - всплески рук,
И казематная решетка -
Лишь символ смерти и разлук.

Ее ли косы смоляные,
Как ветер смех, мгновенный взгляд...
О, кто Ты: Женщина? Россия?
В годину черную собрат!

Поведай: тайное сомненье
Какою казнью искупить,
Чтоб на единое мгновенье
Твой лик прекрасный уловить?
1910

Поэзия Серебряного века. Новокрестьянские поэты

С.Есенин и Н.Клюев

Знакомство Есенина и Клюева тоже произошло через переписку, Только теперь молодой, никому еще неизвестный Сергей Есенин написал письмо уже знаменитому выпущенными стихами Клюеву, обращаясь как  крестьянин к крестьянину. Клюев отвечает очень доброжелательно и ласково-покровительственно. Так началась тесная дружба двух самобытных поэтов из народа.
Революции 1917 года были приняты обоими восторженно, но в это же время начинается и расхождение поэтов, связанное с антирелигиозными настроениями Есенина и изменением его образа жизни. Клюев болезненно переживает этот разрыв.
Постепенно Клюев начинает разочаровываться и в советской власти, которая не приносит крестьянам на самом деле никакого облегчения. Поведение поэта становится все более вызывающим, что и приводит к закономерной в те времена развязке: в 1934 году его арестовывают, отправляют в ссылку в Нарымский край на пять лет. В 1937 году по приговору «тройки» Николай Клюев был расстрелян.
А нам остались его стихи, наполненные светлыми образами русской земли.

Свет неприкосновенный, свет неприступный
Опочил на родной земле...
Уродился ячмень звездистый и крупный,
Румяный картофель пляшет в котле.

Облизан горшок белокурым Васяткой,
В нем прыгает белка — лесной солнцепек,
И пленники — грызь, маета с лихорадкой
Завязаны в бабкин заклятый платок.

Не кашляет хворь на счастливых задворках,
Пуста караулка, и умер затвор.
Чтоб сумерки выткать, в алмазных оборках
Уселась заря на пуховый бугор.

Покинула гроб долгожданная мама,
В улыбке — предвечность, напевы в перстах...
Треух — у тунгуза, у бура — панама,
Но брезжит одно в просветленных зрачках:

Повыковать плуг — сошники Гималаи,
Чтоб чрево земное до ада вспахать,
Леха за Олонцем, оглобли в Китае,
То свет неприступный — бессмертья печать.

Васятку в луче с духовидицей-печкой,
Я ведаю, минет карающий плуг,
Чтоб взростил не меч с сарацинской насечкой —
Удобренный ранами песенный луг.
                                                            1921

Я — посвященный от народа,
На мне великая печать,
И на чело свое природа
Мою прияла благодать.

Вот почему на речке-ряби,
В ракитах ветер-Алконост
Поет о Мекке и арабе,
Прозревших лик карельских звезд.

Все племена в едином слиты:
Алжир, оранжевый Бомбей
В кисете дедовском зашиты
До золотых, воскресных дней.

Есть в сивке доброе, слоновье,
И в елях финиковый шум,—
Как гость в зырянское зимовье
Приходит пестрый Эрзерум.

Китай за чайником мурлычет,
Чикаго смотрит чугуном...
Не Ярославна рано кычет
На забороле городском,—

То богоносный дух поэта
Над бурной родиной парит;
Она в громовый плащ одета,
Перековав луну на щит.

Левиафан, Молох с Ваалом —
Ее враги. Смертелен бой.
Но кроток луч над Валаамом,
Целуясь с ладожской волной.

А там, где снежную Печору
Полою застит небосклон,
В окно к тресковому помору
Стучится дед — пурговый сон.

Пусть кладенечные изломы
Врагов, как молния, разят,—
Есть на Руси живые дрёмы,
Невозмутимый, светлый сад.

Он в вербной слезке, в думе бабьей,
В богоявленье наяву,
И в дудке ветра об арабе,
Прозревшем Звездную Москву.

                                                            1918

Метки:

27 комментариев на «Поэзия Серебряного века. Новокрестьянские поэты»

  1. Очень люблю творчество Есенина. Спасибо за статью. Удачи Вам и продвижения сайта! Заходите в гости.:)

  2. Великий и могучий, воспитал множество самородков…

  3. прекрасный сайт! очень люблю поэтов серебряного века! Успехов Вам!

  4. Для меня Н. Клюев — гениальный имитатор. Приведенные стихи — тому подтверждение. Первое — более «блоковское», чем у Блока, второе — «есенистее», чем писал Есенин. Клюев мне представляется мистификатором. Это мое личное мнение

  5. Спасибо за познавательную и интересную статью

  6. Мне, наверное, должно быть стыдно, но я даже не слышала про такого поэта Н.Клюева — спасибо, что восполнили пробел. А Есенина тоже очень люблю!

  7. Спасибо за интересную статью.Люблю творчество поэтов Серебряного века.

  8. Поэзия Серебряного века — это для меня любовь и откровенье. Ахматова, Гумилев, Блок, Цветаева, Мандельштам, Бальмонт, Есенин. Пастернак, Маяковский — «…это русская сторонка, это Родина моя». Русское слово, русский стих — ничто не звучит так лирично и проникновенно.
    Ухожу неотпущенным,
    Не успев досказать,
    Снова, снова за Пушкиным
    и за Блоком опять.
    Тьма дождливая, липкая
    за немытым окном…
    Жизнь, спасибо великое,
    Что я с ними знаком!
    Спасибо за статью, прочитаю все ваши статьи о поэзии обязательно.

  9. Как так получилось, что Есенин широко известен и любим, а Клюев забыт. Лично я про Клюева первый раз слышу.

  10. Лариса, но ведь Клюев старше Есенина и стихи стал публиковать значительнее раньше. Я же писала о том, что именно Есенин считал его своим учителем. Так что никакой мистификации нет.

  11. Много чего интересного почерпнула из вашей статьи. Спасибо.

  12. помню, по школе любил поэзию серебреного века! спасибо, что напомнили те времена.

  13. Ваш сайт получил «Кобок признания». Заходите за призом.

  14. Поэзию серебряного века люблю, но Клюева читала мало. очень интересная статья!

  15. Спасибо за статью! Мне очень нравится творчество Есенина, творчество Клюва если честно мне не знакомо.

  16. люблю поэтов этого века

  17. Nice 1 webpage operator achievement webpage post wonderful sharings within this blog site continually have fun

  18. I needed for this website publish admin seriously thanks i will seem your up coming sharings i bookmarked your website

  19. oh my god terrific put up admin will examine your blog site always

  20. Fantastic article admin! i bookmarked your net webpage. i’ll appear ahead if you will have an e-mail number adding.

  21. oh my god fantastic post admin will examine your weblog at all times

  22. hey admin thanks for wonderful and effortless understandable article i liked your webpage website actually a lot bookmarked also

  23. Good article admin! i bookmarked your word wide web webpage. i will glance ahead in case you may have an e-mail checklist including.

  24. i bookmarked you in my browser admin thank you a lot i will probably be seeking your upcoming posts

  25. Pretty nice post. I just stumbled upon your weblog and wanted to say that I’ve really enjoyed browsing your blog posts. After all I’ll be subscribing to your feed and I hope you write again soon!

  26. Good 1 blog site manager triumph weblog post fantastic sharings in such a weblog at all times have fun

  27. I serched through the internet and got here. What a wonderful invention of the mankind. With the help of the network you communicate, learn, read !… That helped us to get acquainted!…

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail