Поэты Серебряного века. Владимир Соловьев

Поэты Серебряного века.

Владимир Соловьев (1853 – 1900)

Наиболее важную роль для судеб русского символизма сыграл Владимир Соловьев. Хотя сам он не был участником символистского движения в русской литературе рубежа веков, но в своем творчестве он предвосхитил многое из того, что более отчетливо воплотят затем русские символисты.

София Премудрость Божия
Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 (28) января 1853 года в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Он рано созрел как мыслитель. Воспитанный в русских религиозных традициях, к двадцати годам он успел, пережив крайнее увлечение современным естествознанием и атеизмом, не просто вернуться «к вере отцов», но ясно понять свое назначение: всячески способствовать преображению мира на христианских началах. Эта задача воспринималась как главная цель жизни, рядом с которой, как он писал, «личные и семейные отношения всегда будут занимать второстепенное место».
В двадцать один год он защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)», которая произвела шум не только в научном мире. Соловьева утверждают доцентом кафедры философии Московского университета, кроме того, он начинает преподавать на Высших женских курсах. По воспоминанию товарища, «он сразу стал знаменитостью. Редакции искали его сотрудничества, дамы на разрыв приглашали его на чашку чаю, а литературные противники старались облить помоями».
Летом 1875 года он едет в Лондон, подолгу просиживает в библиотеке, изучая сочинения знаменитых мистиков: Якова Бёме, Парацельса, Сведенборга. Но вдруг бросает все и отправляется в Египет. В письмах к родным свой неожиданный поступок объясняет необходимостью выучить арабский язык. Но истинная причина была иной. В Лондонской библиотеке ему предстало видение: поразивший его женский образ неземной природы, который он назвал – в соответствии с мистической христианской традицией – «Софией Премудростью Божией». Голос Софии велел ему отправляться в Египет.
В ноябре 1875 года Соловьев в в европейском костюме и цилиндре оказывается в пустыне, где ночью в верстах 20 от Каира чуть не был убит бедуинами, которые приняли его за дьявола. Проспав ночь на голой земле, он проснулся от странного предчувствия и вновь был поражен видением Софии Премудрости Божией, которое описал в поэме «Три свидания»:
И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня…
………………………………..
…Один лишь миг! Видение сокрылось –
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.

Этот образ, соединивший в себе материальное и духовное начала – прошлое, настоящее и будущее («Что есть, что было, что грядет вовеки…») – стал своего рода высшим подтверждением верности его поисков на пути к философии «всеединства» – грандиозной попытке синтеза всех мировых учений на основе христианского обновления мира. Образ Софии связывался в его сознании и с древнерусскими Софийскими соборами, и с историческим путем человечества в его восхождении к Богу. Младшие символисты не без шутливости говорили о неслучайности дружбы Соловьева с женой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой и особом его расположении к ее племяннице Софье Петровне Хитрово.
В 1876 году Соловьев уже в России. Он преподает философию сначала в Москве, потом в Петербурге. Но время университетской карьеры подходило к концу. В марте 1881 года, после убийства Александра II, осудив революционное насилие, он призвал нового императора пощадить убийц своего отца, поскольку таким деянием он покажет, что царская власть от Бога. Это произошло на публичной лекции. Аудитория была поражена эмоциональностью и волнением оратора и после окончания выступления наградила его громом рукоплесканий.
Выступление имело скандальный успех и вызвало недовольство со стороны власть предержащих. Соловьеву пришлось подать в отставку.
Начинается новая жизнь. Он живет без дома, без семьи, кочует по друзьям и знакомым, обретается в имении вдовы А.К.Толстой, гостит в деревне у Фета, уезжает за границу…
Поскольку Соловьев был очень непрактичным человеком, то постоянно терпел нужду, изматывая себя литературным трудом. Всеми силами он способствовал объединению православной и католической церквей, устроению жизни и мысли на нравственных началах. 

К концу жизни Владимир Соловьев испытывал разочарование во всех прежних начинаниях. Постоянная неустроенность, бездомность и невероятное количество работы привело к тому, что летом 1900 года, приехав в Москву, он чувствует   резкое ухудшение в состоянии здоровья и вскоре умирает от истощения в подмосковном имении своих друзей, известных русских мыслителей, братьев Трубецких.  Последние дни Владимир Соловьев провел в полном сознании и непрестанной молитве.  Ему было всего 47 лет, но на фотографии последних лет мы видим лицо очень немолодого человека.

  Соловьев, более всего воспринимавшийся современниками как один из самых значительных русских мыслителей, именно своими теоретическими трудами менее всего был интересен младшему поколению. Они учились у него иному. Даже философию  Владимира Соловьева они в большей мере постигали через его поэзию, нежели через философские и богословские сочинения.

Влияние поэзии Соловьева на символистов было велико. Некоторые строфы поэмы «Три свидания» напрямую соотносятся со «Стихами о Прекрасной Даме» А.Блока и «Золотом в лазури» А.Белого. В их творчество входят ключевые соловьевские образы-символы: «Вечная женственность», «Подруга Вечная», «Дева Радужных ворот», «София Премудрость Божия» и др. И все же более всего их притягивал сам образ этого поэта-мыслителя-скитальца. Соловьев самим примером своей жизни стал вестником надвигающейся эпохи.

Метки: ,

11 комментариев на «Поэты Серебряного века. Владимир Соловьев»

  1. Прошло почти 90 лет со дня смерти Соловьева (1853—1900) и 70 лет с тех пор, как у нас в последний раз издавали его произведения.

  2. Он был незаурядным поэтом, он был замечательным переводчиком. Он был человеком, который освещал проблемы знания, писал о природе, о любви, о социальных и политических проблемах. Он был острым и беспощадным литературным критиком, публицистом, общественным деятелем, церковным писателем. Он был толкователем Библии, переводчиком Платона и библейских ветхозаветных текстов. Он был автором книг, которые можно считать настоящим введением в христианскую жизнь.

  3. спасибо, что несете культуру в массы.Это ценно.

  4. Удивляет что и сейчас в век компьютеров, машин, ракет и прочего цинизма находятся любители поэзии

  5. Дмитрий, как раз в наш век компьютеров, машин и прочего цинизма людям и не хватает поэзии. Наши души соскучились по романтике, непрактичности, любви, вере, духовности… А поэзия, настоящая поэзия, дает душе все то, о чем душа тоскует.

  6. совсем забыли про светлое чувство , все куда то летим сломя голову , а оно вот рядом любовь красота и духовность

  7. Очень красиво пишет, спасибо

  8. Hello admin excellent post much thanks beloved this blog really significantly

  9. My first visit here and i liked it from the beggining

  10. Nicely explained! We viewed Wiki on this but it did not have nearly as good material thank you!

  11. Your thing is indeed one of a kind compared to a great many other individuals. Thank you with regard to posting for those who have the means, Suppose I will simply make this book marked. only two

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail