Литература в нашей жизни

Литература в нашей жизни

 

Я полагаю, что достаточно большое количество посетителей моего сайта сочтут данный заголовок неактуальным. Хотя вряд ли такие люди вообще зайдут на этот сайт. Ну и Бог с ними. Я обращаюсь к тем, для кого литература не является лишним элементом в жизни. К сожалению, очень трудно привить любовь к чтению нашим детишкам-школьникам. Как учитель литературы, я постоянно стараюсь решать эту проблему. Не могу сказать, что мои старания совсем безуспешны, но огорчения от нежелания прочитать книгу ученики мне приносят нередко. И даже если на уроках зачитываются большие фрагменты из произведений, некоторые «читатели» умудряются остаться в неведении и не разобраться в содержании книги.
Нередко я слышу от взрослых людей объяснение своей нелюбви к чтению. Главной причиной они называют «скучные» книги, которые им навязывали в школе. Я никак не могу согласиться с таким объяснением. Какие же они скучные?! Вот сейчас в восьмом классе мы закончили знакомство с комедией Д.И.Фонвизина «Недоросль». Читали по ролям, обсуждали высказывания персонажей, их взгляды на воспитание и роль образования в жизни человека. И мне казалось, что проблемы, поднятые драматургом в пьесе, близки ребятам. Они смеялись над глупостью и невежеством госпожи Простаковой, ее мужа и брата и осуждали поведение Митрофанушки. Они говорили о том, что без образования никак нельзя обойтись, соглашались с тем, что человека надо правильно воспитывать с самого раннего детства, что очень важно ему объяснить, как надо относиться к родителям, старшим и вообще к людям. Я, разумеется, радовалась, что из далекого восемнадцатого века протянулась ниточка понимания того, каким должен быть человек. И вот наступает кульминационный момент – сочинение по комедии. Одна из предложенных тем – «Воспитательное значение комедии». И что же я читаю в двух работах? Оказывается, Митрофанушка – положительный герой, которого полюбила Софья, а Милон (на самом деле, молодой грамотный и честный офицер) является нерадивым, лодырем, вызывающим только презрение. Как такое могло случиться? Авторы сочинений, конечно же, объяснили мне, что перепутали имена (и заметьте, что как-то дружно у них это получилось). А я увидела в этой ошибке тот факт, что имя Митрофанушки не стало для этих учеников нарицательным. И девиз Митрофана: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» – для них незнаком. Они сами мне Митрофанушку напомнили. Примета времени. Печально!! К счастью, другие работы подняли мое настроение, потому что в них я увидела искренние раздумья о важности поднятых проблем и даже анализ собственного отношения к ним.
Оказывается, что у современных старшеклассников может возникнуть интерес к Молчалину из «Горя от ума», потому что это очень знакомый тип человеческой личности, можно сказать, бессмертный.
В десятых классах на уроках литературы учебный год начинается повторением литературы первой половины девятнадцатого века – творчества Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. И именно в десятом классе ребята вдруг осознают, что стихи Лермонтова выражают во многом их чувства, их ощущения. Оказывается, что Печорин не так уж и непонятен. Он начинает их заинтересовывать. А что-то ребят ждет еще впереди: бунтарь-нигилист Базаров; лежебока Обломов, добрый и мягкий человек; философия поэзии Тютчева; ищущий справедливости и самоутверждения Раскольников; честолюбивый Болконский…
Я только слегка прикоснулась к великой классике, а какая перспектива открывается впереди!..
И опять вспоминаются известные строчки нашего классика:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Метки:

6 комментариев на «Литература в нашей жизни»

  1. Без литературы, без книг с трудом представляю свою жизнь. Не понимаю, как это — не читать…

  2. Я согласна с тем ,что книги, которые входят в школьную программу совсем не «скучные», но поучительные. Тут, наверное, многое зависит от учителя литературы, от его любви к своему предмету и способности передать эту любовь своим ученикам.

  3. Deus vult:

    Великолепная статья. Особенно про Милона интересно…

  4. Я вообще не представляю как без книг можно жить. Очень люблю читать, сейчас Бориса Акунина читаю, стиль замечательный, пишет очень интересно, рекомендую всем.
    А дочка никак не читала одно время. а сейчас потихоньку глядя на меня начала читать. правда пока больше энциклопедию про кошек и собак, да книжку по фэн-шую, но ведь главное, что начала читать…. и то уже большой прогресс. А школьная программа никак, только стихи учит, чтобы оценки хорошие заработать, а все остальное…. как придется.
    Со временем надеюсь мои книжки начнет читать.

  5. Очень актуальная сейчас тема! А в рунете не так много материала по ней! Спасибо за пост, узнал много нового!

  6. thank you for your article,My problem has been resolved.

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail