Как развить грамотную речь. Продолжение

Как развить грамотную речь. Продолжение

 

Лето на дворе. Все помыслы людей – об отдыхе, отпуске, развлечениях и тому подобных вещах. Посещаемость на сайтах, посвященных образованию и обучению, катастрофически сокращается. И тут я неожиданно для себя отмечаю, что на первое место по популярности выходят статьи, в которых говорится о развитии грамотной речи. Значит, все-таки не все мечтают только об отпуске, есть такие люди, которые и летом не забывают о «великом и могучем». Действительно, именно летом, находясь на даче, к примеру, можно не спеша заняться с ребенком какими-нибудь развивающими упражнениями, которые дадут превосходный результат как раз к началу учебного года. В предыдущей статье (см. здесь) я приводила примеры некоторых развивающих упражнений. Самое главное во всех этих упражнениях – интерес! Ребенку всегда должно быть интересно. Это не развлекалки, а просто такие задания, которые вызывают неподдельный интерес. Учение с увлечением. Можно вспомнить или придумать массу различных упражнений и заданий на развитие речи. Привожу опять некоторые примеры.
1. Придумать текст, в котором все слова будут начинаться на одну и ту же букву. Вот классический пример. «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто…»
2. В русской поэзии есть немало примеров стихов, в которых отсутствуют глаголы (например, у А.Фета: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья,// Серебро и колыханье сонного ручья…»). Стихи Фета отличаются таким качеством. А еще есть у Зинаиды Гиппиус стихотворение, состоящее полностью из определений (прилагательных и причастий). Называется оно «Все кругом». У Валерия Брюсова прекрасным примером может служить стихотворение «Первый снег», в котором только два глагола. Но отсутствие глаголов отнюдь не лишают стихотворение динамики. Ребята вполне могут справиться с такими заданиями и сочинить сначала в прозе, а потом и в стихах подобные тексты.
3. Продолжая предыдущее задание, можно предложить следующее: используя только определения, дать характеристику себе, своей подруге или другу, литературному герою (какой он?). Определений нужно использовать не менее десяти. Это непросто, но очень полезно. Это очень обогащает словарный запас ребенка, да и окружающих взрослых тоже.
4. Развивать словарный запас также полезно, подбирая синонимы к глаголам. Особенно это касается глаголов, которые используются для передачи слов автора в предложениях с прямой речью. Например, в предложении
Сергей сказал: «Ребята, откройте дверь»
Надо заменить глагол «сказал». «Проговорил, промолвил, предложил, попросил, прошептал, проскрипел, промямлил, взмолился, закричал, заорал, взорвался…»
5. Можно взять какой-нибудь текст (даже знакомые стихи), конечно, небольшой кусочек, и хорошенько перепутать в нем слова. Задание: составить из данных слов текст или предложение, не меняя формы слова и не добавляя ничего, кроме необходимых знаков препинания. Ребенок может восстановить текст автора, если узнает его, а может и составить свой собственный. Это тоже интересно. В зависимости от объема текста и его узнаваемости это задание может иметь различные степени сложности.
Вот стала перечислять предложенные виды работ, и самой захотелось поиграть с кем-нибудь подобным образом. К сожалению, мой внук еще слишком мал, ему только девятый месяц идет, но лет этак через семь-восемь мы обязательно с ним поиграем в подобные игры.
Желаю и всем вам не скучать и поиграть, развивая вашего ребенка и всю свою семью.
Веселого и полезного вам времяпрепровождения!

Как развить грамотную речь. Продолжение

Метки:

5 комментариев на «Как развить грамотную речь. Продолжение»

  1. Очень полезные упражнения по развитию речи! Особенно мне нравится идея придумывать текст, все слова в котором начинаются на одну и туже букву!

  2. Елизавета:

    А я обязательно попробую с внучкой 5 задание

  3. I’m not that much of a internet reader to be honest but your sites really nice, keep it up! I’ll go ahead and bookmark your website to come back later on. Cheers

  4. Great thinking! That really bareks the mold!

  5. Just wanna remark on few general things, The website style is perfect, the content material is very excellent. «The enemy is anybody who’s going to get you killed, no matter which side he’s on.» by Joseph Heller.

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail