ЕГЭ по русскому языку. Изобразительно-выразительные средства языка. Часть I

ЕГЭ по русскому языку. Изобразительно-выразительные средства языка. Часть I

 

Да, бедные школьники, особенно старшеклассники. Как же тяжело жить и учиться, когда перед тобой маячит страшилище со страшным именем из трех букв: ГИА (для девятиклассников) или ЕГЭ (для одиннадцатиклассников). Дома родители все время вспоминают про них, на уроках учителя без конца повторяют эти слова, как заклинание, надеясь на то, что загипнотизированные этими аббревиатурами ученики станут более внимательными и старательными. В результате таких «запугиваний» определенная часть деток от страха забывают даже то, что вроде бы неплохо знали, другая категория ребят делает выводы, что печальный финал неизбежен. Так зачем же тогда тратить лучшие свои годы на зубрежку и погружение в премудрости? Авось как-нибудь выкрутимся! И только третья, самая любимая педагогами, группа школьников старается впитать в себя все знания, которыми учителя щедро делятся с ними.
Вот для этой группы учащихся выпускных классов я постепенно буду проводить ликбез по вопросам независимого экзамена по русскому языку. В заданиях ЕГЭ, в части В, есть такое задание – В8 – которое может быть оценено 4 баллами (это при 64 баллах за всю работу – 6,25%), к тому же часть В имеет самый высокий коэффициент при пересчете на 100-балльную систему оценки. Так что, я думаю,  стоит побороться за эти баллы. Понемножечку я буду разъяснять смысл всех художественных приемов, которые в задании В8 называются «языковыми особенностями языка».
Изобразительно-выразительных средств языка (то есть языковых особенностей) достаточно много. Но они не так уж новы для вас. Вы с ними встречаетесь постоянно во всех художественных произведениях литературы. Надо только усвоить их названия и научиться различать их.
Начнем с такого приема, как СРАВНЕНИЕ.
Где можно встретить это художественное средство? Абсолютно уверена, что в любой сказке, в любом рассказе, не говоря уж о художественном произведении большой формы (повести, романа и т. п.). Сравнения – образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов:

Снег, словно мед ноздреватый, лёг под прямой частокол. (С.Есенин)
Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит. (Н.Некрасов)

С самого раннего детства в наше сознание входят сравнения. Вспомним стихи «Мойдодыр» К.И.Чуковского, где "подушка, как лягушка, ускакала от" грязнули. А «Федорино горе»! Там, "как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга". Какую наглядность речи придают эти тропы! Да, кстати, хочу пояснить, что такое «ТРОПЫ» в лингвистической терминологии.
ТРОП, -а; м. [греч. tropos - поворот] Лит.
Слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. (Большой толковый словарь русского языка)
К тропам относятся многие художественные приемы, основанные на применении переносного значения слова. Но вернемся к нашим сравнениям. Они вполне заслуженно считаются одним из самых сильных средств выразительности. Но это и очень простая форма образной речи. Почти любое образное выражение можно свести к сравнению. Например: атлас кожи – кожа гладкая, как атласная ткань; шепчутся травы – травы шуршат, как будто шепчутся, и т.д. Но, в отличие от других художественных тропов, в сравнении всегда должно быть ДВЕ ЧАСТИ: обязательно называется и тот предмет, явление, качество, действие, о котором говорится, и то, с чем сравнивается. Та часть, с которой сравнивают, обязательно должна иметь СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ. Привожу список сравнительных союзов: КАК, КАК БУДТО, БУДТО, ЧТО, СЛОВНО, ТОЧНО.
Нередко сравнения служат для разъяснения какого-нибудь понятия. именно поэтому этот троп используют в различных стилях речи. Даже в научно-популярной литературе, в отличие от других тропов, используют этот художественный прием. Но, конечно, главное применение сравнение имеет в художественной литературе именно как сильное образное средство речи.
Любое сравнение состоит из предмета сравнения, образа сравнения и признака сходства.

А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
*******
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
*******
Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
И г р а ю т облака…

Я привела примеры сравнения из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сразу видно, как этот троп украшает текст, делает его образным и выразительным.
Сравнения по структуре бывают различными: сравнительные обороты и сравнительные придаточные предложения. Отличаются они друг от друга тем, что в придаточных предложениях обязательно должна быть грамматическая основа, а сравнительный оборот ее не имеет. На ЕГЭ по русскому языку в задании В8 имеется в виду именно сравнительный оборот. А вот о придаточном сравнительном могут задать вопрос в другом задании – В6. В этом задании надо среди нескольких предложений найти придаточное какого-нибудь определенного вида. Но об этом мы поговорим позже.
Часть первая подошла к концу. Ждите продолжения.

 

 

 

ЕГЭ по русскому языку. Изобразительно-выразительные средства языка. Часть I

 

 

 

Метки:

10 комментариев на «ЕГЭ по русскому языку. Изобразительно-выразительные средства языка. Часть I»

  1. Заношу ваш проект в закладки

  2. Hello. My dear friend. This is a very good article, I discovered your blog checking aol for a related subject matter and came to this. I couldnt find to much other information on this article, so it was nice to discover this one. I will be back to look at some other posts that you have another time.

  3. Хороший блог, почитал — добавил в закладки, пишите побольше, буду следить по рсс.

  4. Я, вам завидую. Ваш блог намного лучше по содержанию и дизайну чем мой. Кто вам дизайн делал?

  5. An interesting post right there mate ! Thanks for posting !

  6. Where else could anyone get that kind of information in such a perfect way of writing?

  7. How fun!! Can’t wait to read Part 2!

  8. I discovered your blog’s link posted by a friend on Facebook. Thanks for putting useful information on the web. It’s difficult to come by this stuff nowadays.

  9. I signed up too! My first swap as well and I am very excited!!

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail