Правила грамматики. Члены предложения

Правила грамматики. Члены предложения

Вот и настал час разговора о членах предложения. О второстепенных членах предложения, которые, хоть так и называются, но играют очень даже важную роль в предложении. Они распространяют смысл, уточняют информацию, наделяют ее оттенками. О том, как определить, каким второстепенным членом предложения является конкретное слово, я уже писала (см. здесь). Эту статью я адресую родителям, бабушкам и дедушкам учеников начальной школы и пятого – шестого класса. Я предлагаю вам потренироваться в умении находить определения, дополнения и обстоятельства.

Самое главное в том, чтобы определить члены предложения, это правильно, грамотно поставить вопрос к слову. И части речи, и члены предложения определяются по вопросу. Тут важно понимать, что для определения падежа ставится один вопрос, а для определения члена предложения в ряде случаев задается другой вопрос. Поясню на примере.

Солнечный зайчик бегал по стенам, по потолку, по лицу спящей Маши.

В этом предложении главные члены – это солнечный зайчик (подлежащее) и бегал (сказуемое). Задаем вопросы к второстепенным членам предложения:
Бегал (ПО ЧЕМУ?) по стенам, по потолку, по лицу.
По лицу (КОГО? или ЧЬЕМУ?) Маши.
Маши (КАКОЙ?) спящей.
Ориентируясь на вопросы, мы определяем, что слова «по стенам, по потолку, по лицу» являются дополнениями (они отвечают на вопрос дательного падежа); слово «Маши» может быть названо дополнением, но также и определением (несогласованным), потому что равноправны вопросы «КОГО?» и «ЧЬЕМУ?» В таком случае мы говорим, что это дополнение с оттенком определения или несогласованное определение с оттенком дополнения; слово «спящей» является определением.
Теперь рассмотрим второе предложение.

Щенок бегал по комнате, по двору, по дороге, и никто не мог его остановить.

Главные члены этого предложения (вернее сказать, первой простой части этого сложного предложения) – щенок (подлежащее) и бегал (сказуемое).
Задаем вопросы к второстепенным членам предложения:
Бегал (ГДЕ?) по комнате, по двору, по дороге.

Согласитесь, что здесь уместнее задать вопрос «ГДЕ?», а не «ПО ЧЕМУ?», как в прошлом предложении. Раз мы задаем вопрос «ГДЕ?» – это уже обстоятельство. А в первом предложении задавать вопрос «ГДЕ?» неправильно.

Да, еще важная деталь. Я не раз встречалась с таким заблуждением не очень грамотных людей и не очень внимательных школьников, которые считают, что обстоятельство отвечает только на вопросы «ГДЕ?», «КУДА?» и «КОГДА?». Я повторяю опять: обстоятельства отвечают на самые разнообразные вопросы (они так и называются «обстоятельственными»):

ГДЕ?  КУДА?  КОГДА?  ОТКУДА?  ПОЧЕМУ?  ЗАЧЕМ?  и  КАК?

Более подробно об этом смотрите в статье " Правила грамматики. Синтаксис и пунктуация"
Ну что ж, немного потрудились, теперь можно и отдохнуть.  Переменка.  Продолжение следует.

Метки: ,

20 комментариев на «Правила грамматики. Члены предложения»

  1. Помню еще со школы

  2. Спасибо, повторение мать учения.

  3. Надеюсь наши дети будут знать язык лучше нас

  4. Это точно. Знание языка — это сила!

  5. Елизавета:

    Спасибо

  6. Я в школе любила разбирать предложения на члены.

  7. Спасибо за интересную статью.

  8. Полезно освежить все это в памяти!

  9. Да, пора начать повторять!

  10. Елизавета:

    Простите,что не в тему,но очень хочется поздравить автора сайта с Днём Учителя.Спасибо за всё разумное,доброе,вечное…Как здорово,что появился этот сайт! Успехов Вам в жизни,работе и творчестве,внимательных и умных учеников,чутких родителей и ОГРОМНОГО здоровья!

  11. Стоящая информация. Я в этом смысле очень ценю старинный орфографический школьный словарь. Там в конце так удобно всё упорядочено. Всегда сыну его подсовываю.

  12. This is way better than a brick & motarr establishment.

  13. Lernanig a ton from these neat articles.

  14. Terrific submit admin thank you. I identified what i was seeking right here. I’ll review overall of posts with this time of day

  15. This article is for professionals..!

  16. I think first responders have some of the most challenging jobs on the planet. They have to be prepared at all times and shouyld be given the necessary tools provided for any number of potential situations.

  17. I think other website proprietors should take this web site as an example , very clean and good user friendly layout.

  18. Yeah, it is clear now !… Just can not figure out how often do you update your blog?!…

  19. I can’t match some of the great comments here, but I do know you’re a wonderful writer with a unique perspective. Thank you for sharing.

  20. The material is on the five plus. But there is a minus! My internet speed 56kb/sek. The page was loading for about 40 seconds!…

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail