Лингвистические сказки

Когда я только создала свой сайт, то на странице «Детское творчество»  во вступительной статье я рассказывала о том, что  одним из главных принципов  моей работы с учениками в школе  является работа над  развитием речи. Для того чтобы  помочь детям развить фантазию, я всегда даю нестандартные задания, в которых ребенок может полностью проявить свою индивидуальность,  а также закрепить и усвоить полученные знания по грамматике уже на творческом уровне, что, несомненно, значительно повышает эффективность обучения. Работы ребят настолько талантливы и неповторимы, что я стараюсь сохранить их на долгие годы.  Я уже представляла вниманию читателей несколько работ (см. Былины). А сейчас буду выкладывать лингвистические сказки о причастии.  Те из читателей, которые давно закончили  школу или не очень-то много  внимания уделяли в школе русскому языку, могут попробовать вспомнить, что такое причастие,  «с чем  его едят»,  а если эти сказки прочитают школьники  7 – 11 классов, то смогут повторить необходимые сведения об этой интересной части речи.

Итак, представляю  первой  сказку, написанную лет  13 назад, а потом постепенно буду публиковать более молодые произведения школьников, которые еще не закончили школу. Обратите внимание на то, что все они уникальны  и абсолютно разные, хотя рассказывают об одной и той же части речи.

Сказка о причастиях

Фролова Вика

В  Объединенном  Королевстве  Грамматики,  в  стране  Морфологии,  в городе Словообразовании, жили-были разные части речи. В стране царил  порядок, слова имели права жить, общаться, изменяться, соединяться в словосочетания и предложения.  На  работу слова отправлялись в Синтаксис,  соседнее государство. Каждая часть речи «владела» некоторым имуществом – морфологическими  признаками, причем одни были богаче, другие беднее.

В семье важного Глагола и нежной  Прилагательной было очень много детей, их звали Причастиями. Они были очень похожи на своих родителей; некоторые Причастия находились в несовершенновидном, а другие в совершенновидном возрасте, всех интересовало, что происходило в прошедшем времени и что происходит в настоящее время. Иногда в дом приходила прислуга – зависимые существительные и местоимения.  Причастия так же, как их властолюбивый отец Глагол, любили покомандовать: они указывали, в каком падеже стоять прислуге. Но хитренькие причастия старались походить и на маму Прилагательное и, чтобы ее не расстраивать, изменялись по падежам, родам и числам.

Многие Причастия любили помогать по хозяйству, все делали сами и действовали смело и решительно. Это были Действительные Причастия.  А других все время заставляли, ругали, обижали, и они всю жизнь страдали. Их прозвали Страдательными. Различались Действительные и Страдательные  Причастия  не  только  по  обозначению  признака,  но  и по одежке.  Действительные Причастия,  относящиеся  к  первому  спряжению,  в  настоящем  времени  надевали  суффиксы  -УЩ-/-ЮЩ-,  а те, кто относился ко второму спряжению,  –  суффиксы  -АЩ-/-ЯЩ-.  А Страдательные Причастия, соответственно, -ЕМ-/-ОМ-   и –ИМ-. В прошедшем времени Действительные Причастия надевали суффиксы –ВШ-, -Ш-, а Страдательные щеголяли в суффиксах  -НН-, -ЕНН-, -Т-.

В этом же городе жила самая гордая, упрямая и самовлюбленная Частица НЕ. С краткими Причастиями она не дружила и терпеть не могла полные Причастия, которые сильно командовали прислугой (то есть имели зависимые слова). Зато НЕ очень уважала Причастия, которые без нее жить не могли или были такими же единоличниками, как она сама.  Тогда НЕ теряла голову и из свободной Частицы превращалась в глупую Приставку или даже часть корня.

Очень много вопросов по воспитанию Причастий возникало у родителей: какие гласные писать в суффиксах, оставить их учиться на Определение или устроить на работу Сказуемым, сколько Н подарить на Новый год: одно или два…  Но, благодаря Принцессе Грамматике, которая распоряжалась правилами жизни и техники безопасности (диктант без двойки), все могли легко найти общий язык и взаимопонимание.

Вот такая грамматически-поучительная история из жизни Причастий.

Читайте продолжения (часть 2, часть 3)

Метки: ,

24 комментария на «Лингвистические сказки»

  1. как мило )), вспомнились уроки русского, диктанты, эти никогда не запоминающиеся правила правописания. Вика молодец.

  2. Потрясающе! Наши дети, при должном отношении могут создавать шедевры.

  3. Да, заинтересовать ребёнка в обучении, это грамотное дело. Взрослого — тем более)

  4. Молодцы ребята. Такая фантазия бурлит, что просто диву даешься. Хорошо, когда такие учителя есть.

  5. Отличная сказка, любому ребенку будет легче осваивать правила при таком способе обучения. Поддерживаю на все 100%. Спасибо

  6. Очень плодотворная методика: дети и правила легче усваивают, и воображение развивают.

  7. Отличные сказки, думаю с усвоением правил проблем не возникнет.

  8. Обучение русскому языку — нелегкое дело, а использование лингвистических сказок поможет сделать этот процесс увлекательным и запоминающимся!

  9. Весёлая история про причастия!

  10. Наталья:

    я никогда не забывала уроки русского, благодаря очень строгой и справедливой учительнице, которая еще моих родителей учила. Сейчас наверное таких уже нет. я все правила до сих пор помню.

  11. очень понравился способ обучения.

  12. Неожиданный подход к изучению грамматики. Детям, наверное, нравится. И, конечно, материал запоминается лучше.

  13. Таланты детей раскрываются, если им повезло учиться у талантливых и неравнодушных учителей. У Вас, наверно, очень интересно на уроках. Удачи Вам.

  14. С такими сказками учеба только в радость!

  15. Русский язык очень сложный для изучения, успех ребенка во многом зависит от учителя.Обучение-игра — наилучший метод обучения. Спасибо!

  16. Очень интересная сказочка, которая ненавязчиво прививает детям основные синтаксические правила.

  17. A few years ago I’d have to pay sooemne for this information.

  18. Ice:

    Hey, you’re the goto expert. Thanks for hagnnig out here.

  19. Детям очень нравятся такие нестандартные задания для развития речи. Формировать навыки, раскрыть потенциал ребенка — большая победа учителя и его таланта. Спасибо таким педагогам, а школьникам дальнейших творческих успехов в написании лингвистических сказок.

  20. Very interesting information!Perfect just what I was looking for!

  21. Great 1 blog site manager good results blog site submit fantastic sharings in such a web site continually have exciting

  22. You have mentioned very interesting details! ps decent web site.

  23. «We’re a group of volunteers and opening a new scheme in our community. Your site provided us with valuable information to work on. You have done a formidable job and our entire community will be thankful to you.»

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail