Москва литературная. Достоевский и Москва. Продолжение

Москва литературная. Достоевский и Москва. Продолжение

Продолжаем тему Достоевского в Москве. В предыдущей статье рассказывалось о первых московских адресах, связанных с именем писателя.
Свидетелем печальных событий в жизни семьи стала Духовская церковь бывшего Лазаревского кладбища (2-й Лазаревский переулок, 2), построенная по проекту архитектора В.И.Баженова (памятник архитектуры 1784 – 1787 годов). Рядом с ней была похоронена мать писателя Мария Федоровна Достоевская, умершая 27 февраля 1837 года. Эта женщина сыграла большую роль в духовном формировании нашего великого гуманиста. В музее-квартире Ф.М.Достоевского хранится надгробный камень, перенесенный с могилы Марии Федоровны. На камне надпись, выбранная детьми и мужем покойной из сочинений Н.М.Карамзина:
Покойся, милый прах,
До радостного утра.
Тот горестный год – 1837 – год смерти А.С.Пушкина и самого близкого человека для Достоевского – его матери – стал последним годом пребывания Федора Михайловича в родительском доме. Братья Достоевские были приняты в Петербургское инженерное училище. Андрей Михайлович вспоминал: «Отец Иоанн Баршев <священник Мариинской больницы> отслужил напутственный молебен, и путешественники, усевшись в кибитку, двинулись в путь…»
Есть в Москве еще одно здание, которое хранит память о юношеских годах Достоевского: Государственная публичная историческая библиотека в Старосадском переулке, 9, помнит многие события из его жизни.это здание представляет собой сооружение 1914 года, в которое вмонтирован двухэтажный особьняк XVIII столетия, частично сохранившийся. Этот особняк принадлежал богатым родственникам Достоевских – Куманиным, которые сыграли большую роль в жизни семьи писателя. Раньше фасад дома имел балкон, с которого была видна Москва-река. Когда после каторги и ссылки, в 1864 году, Федор Михайлович приехал в Москву, его встретила в этом особняке полубезумная старуха Куманина, которая, сидя одна в пустом доме, повторяла только одно слово: «…ключики… ключики…» Звон дверного колокольчика, ненужное человеческое существо, владевшее большими капиталами, – все это, трансформируясь, перешло в произведения Достоевского: звон колокольчика – в «Преступление и наказание», дряхлая старуха в пустом доме – в роман «Идиот».

Москва литературная. Достоевский и Москва. Продолжение

Старая Басманная, 21, Межевой институт

А вот еще одна картинка московской жизни: убийство купцом Мазуриным ювелира Калмыкова, происшедшее в Малом Златоустинском переулке. Не исключено, что оно как-то осмысливалось писателем при создании романа «Преступление и наказание». Именно в это время он как раз и работал над ним. Тогда он жил на Старой Басманной улице во флигеле дома 21 у своей сестры. В те времена в этом

Москва литературная. Достоевский и Москва. Продолжение

Это здание сейчас

здании находился Костантиновский межевой институт, который впоследствии переехал в Гороховский переулок.
Говоря о московских связях Достоевского, невозможно не упомянуть о его встречах и переписке с Александром Николаевичем Плещеевым, который жил в доме 10 по Нащокинскому переулку. Как и Достоевский, Плещеев был петрашевцем, приговоренным к смертной казни, замененной ссылкой (а Федору Михайловичу заменили каторгой). Они не раз вспоминали ту страшную минуту, когда, приговоренные к смерти, они стояли на плацу, но в последнее мгновение узнали об отмене смертной казни.
В родном городе писателя осталось еще много мест, о которых можно рассказать. Впереди следующая часть.

Метки:

5 комментариев на «Москва литературная. Достоевский и Москва. Продолжение»

  1. Deus Vult!:

    Спасибо за статью! Очень интересно!

  2. Exactly what I was looking for, thank you for posting.

  3. Достоевский хороший писатель но очень сложный и противоречивый….для меня тяжеловато…после работы лучше Детектив..

  4. 1849 – Достоевский вместе с другими петрашевцами арестован. Во время следствия обвинённый писатель отрицает все предъявленные ему обвинения. Он не выдает никого из своих товарищей, ссылаясь на неосведомлённость. Но военный суд признает Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговаривает к смертной казни. Но лично император Николай I добавляет: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». Инсценировка смертной казни состоится 22 декабря 1849 года. Ее заменяют 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые.

  5. Это – деятели искусства, в качестве героев художественных произведений охотно избирались писателями романтической школы 30-х г.г. Особую тематическую группу романтических произведений составляли повести об искусстве и художниках – «Последний квартет Бетховена» и «Себастьян Бах» В.Одоевского, «Живописец» Н.Полевого, «Художник» А.Тимофеева, «Невский проспект» и «Портрет» Гоголя. Для них характерно изображение артиста как исключительной личности и его конфликта с окружающим обществом. Но если одних писателей по преимуществу интересует воплощение эстетических идеалов в духе философского романтизма (В. Одоевский), других – проблема взаимоотношений художника-демократа и светского окружения (Н. Полевой), то третьи используют центральный персонаж – артиста для развертывания мелодраматического сюжета, сцен и картин (А. Тимофеев). У Достоевского, как утверждает В.С. Нечаева, в изображении Ефимова на первом плане «анализ его изломанного характера, находящегося в постоянном «надрыве» и конфликте с действительностью» [81] . Только заключительная сцена его «библиографии» окончательно раскрывает ту душевную язву, которая точит музыканта и обуславливает его безобразные отталкивающие поступки. Нельзя не согласиться с исследовательницей, что «низкое социальное положение Ефимова было первопричиной его тяжелых душевных переживаний, и в этом отношении его история – это история, трагедия нищего артиста в среде обеспеченного общества» [82] . Но В.С.Нечаева не думает, что Достоевский ставит себе задачу проследить в судьбе Ефимова воздействие социального положения и объяснить им его гибель, как считала Л.М. Розенблюм: «Одну из главных причин духовного краха Ефимова Достоевский видел в социальных условиях. Крайняя нищета, неравноправие с художниками из дворян, отсутствие настоящей школы, а значит и привычки к постоянному серьезному труду – все это при большом самолюбии человека, хорошо понимающего силу своего дарования, приводит Ефимова к моральному падению и безумию» [83] .

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail