Москва литературная. Достоевский и Москва

Москва литературная. Достоевский и Москва

Талант Ф.М.Достоевского (1821 – 1881) настолько сложное явление, что охарактеризовать его коротко вряд ли возможно. Про него, еще начинающего автора, В.Г.Белинский отозвался как о недюжинном таланте: «Его знание есть талант, вдохновение. …это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…»
Достоевский считал, что ни одно слово, произнесенное человеком, не пропадает, а имеет воздействие на окружающих, что ни одно действие, ни одна мысль – ничто не исчезает бесследно, все служит для формирования наших чувств, представлений и мыслей.

памятник Достоевскому работа С.Д.Меркурова

Все противоречия, многоплановость творчества писателя символически передал скульптор С.Д.Меркуров в памятнике писателю. Динамичная, напряженная скульптура каждым поворотом, каждым изгибом фигуры Достоевского, высеченной в камне, дает новое впечатление зрителю, рождает у него новые ощущения и мысли. Скульптура была задумана скульптором в 1911 году как часть триады: памятники Достоевскому, Толстому и скульптура «Мысль». Памятник Достоевскому сначала был установлен в 1919 году на Цветном бульваре, а в 1936 году перенесен на улицу Достоевского.
Имя писателя с 1954 носит улица, на которой он родился и провел детство. Тогда она называлась Новой Божедомкой. Такое название она получила после того, как там была выстроена Мариинская больница для бедных по распоряжению императрицы Марии Федоровны (матери Александра I). В этой больнице с 1821 года по 1837 год работал штаб-лекарем отец будущего писателя, Михаил Андреевич Достоевский. Здесь же, во флигеле, он и поселился со своей женой Марией Федоровной (заметили совпадение имен?), здесь же родился и Федор. В этой квартире Достоевский жил до

Мариинская больница

1831 года. Мальчик стал свидетелем самых тягостных сцен, происходивших в стенах этой больницы. естественно, что с самого раннего детства Федору Михайловичу были знакомы все изломы человеческой жизни, отсюда болезненная впечатлительность, одиночество, бесприютность. Наверное, во многом из этих впечатлений выкристаллизовались те ощущения и мысли , которые впоследствии трансформировались в его произведения Даже сами названия его книг говорят об этом же: «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные». Впервые Достоевский почувствовал драму жизни бедных людей именно здесь.
В двадцатом веке в этом доме открылся музей писателя. В музее-квартире среди прочих экспонатов находятся книги, которые читал Достоевский в детстве. Когда собиралась вся семья (у Федора Михайловича было 3 брата и 3 сестры, младшая родилась в 1835 году), читали вслух Пушкина, Карамзина, Жуковского и обменивались мнениями о прочитанном.
Когда настало время учить детей, Федора и Михаила определили (в 1833 году) в частный пансион Н.И.Сушарда (впоследствии переименовавшего себя в Драшусова) на Селезневской улице. В романе «Подросток» Достоевский вспоминает годы учения и своего учителя, выведенного под именем Тушара. Затем детей перевели в пансион Чермака (Новая Басманная улица).
В экспозиции музея представлены учебники, по которым учился Достоевский, письмо Федора и Михаила к матери, написанное в период, когда они готовились к поступлению в пансион.
По другим московских номерам мы прогуляемся в следующий раз. Продолжение следует.

Метки:

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail