Осмысление значения русской литературы

Чем больше я работаю в школе, тем чаще задаюсь вопросом о том, каково мое личное вложение  в развитие и становление личностей учеников. С каждым годом мой опыт возрастает, благодаря современным информационным технологиям обогащается методика преподавания литературы, а интерес ребят к чтению падает и падает. Меня это беспокоит и как учителя, и как бабушку пока еще маленького мальчика, судьба которого меня волнует больше всего на свете. Конечно, эта статья абсолютно не претендует на роль исследования читательской активности молодежи. И статистических данных здесь вы не найдете. Это просто размышления «вслух». До недавнего времени мне казалось, что эта проблема замечена только учителями литературы, но… Наша школа уже много лет поддерживает тесную связь с МГГУ имени М. А. Шолохова. Меня не раз приглашали на различные конференции, организованные филологическим факультетом МГГУ, мы встречались за "круглыми столами", обсуждая литературные вопросы. И вот я была в очередной раз приглашена вместе со своими десятиклассниками на Международную научно-практическую конференцию «Русская литература в мировом пространстве. Ценности и смысл», которая проходила в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А.Шолохова 23 – 24 мая. Организаторами конференции, кроме самого университета, являются Министерство образования и науки РФ и Комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Программа конференции была очень насыщенная и разнообразная.

Осмысление значения русской литературы

Президиум конференции

Выступали очень уважаемые люди, которые составляют цвет нашей культуры и занимают высокие должности в системе образования. Это ректор МГГУ, доктор политических наук Нечаев В.Д., Председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ, Президент Фонда изучения наследия П.А.Столыпина, кандидат исторических наук Пожигайло П. А., декан филологического факультета, доктор филологических наук, профессор Котовчихина Н.Д., еще очень много деканов, профессоров, докторов наук, авторов учебников литературы, директоров учебных заведений, учителей словесности, а также студентов и школьников. Пленарные доклады, тематические секции,  охватывали очень широкий круг вопросов, связанных с нашей родной литературой и проблемами отношения к ней.

На связи Ставропольский филиал МГГУ им. Шолохова

Эта конференция лично мне показала, что состояние отношения к литературе волнует очень многих. Это вселяет в меня некоторую надежду, что можно как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Нас всех, неравнодушных граждан России, пугает перспектива уменьшения количества часов на литературу в школьной программе. У школьных учителей создается впечатление, что нашей стране, вернее, тем, кто выпускает законы и формирует учебные программы, не очень-то нужны грамотные, думающие люди, освоившие русскую классику, способные философски подходить к проблемам, люди развитые, культурные, умеющие подходить критически к тому, что происходит в мире и особенно в Отечестве. Поэтому особенно важно вовремя забить тревогу и предотвратить катастрофу. Среди окружающего бескультурья, падения моральных основ, рекламы бездуховной жизни, в которой главным критерием счастья становится материальное богатство, полученное любым (даже самым криминальным) способом, волшебным островом кажется наша русская литература, которая всегда воспитывала в читателях нравственные основы поведения, любовь к родине, милосердие, сострадание и духовность.

Круглый стол

А какое удовольствие доставило мне участие в конференции, так как я давно уже не присутствовала на собраниях, где звучала такая правильная, красивая русская речь, причем не только из уст русских выступающих. Как замечательно и интересно говорили представители национальностей, населяющих Россию, для которых русская литература также очень важна. И я была рада за своих десятиклассников, которые все впитывали, размышляли вместе с другими и, конечно же, слушали прекрасное РУССКОЕ СЛОВО.
Я все чаще задумываюсь о том, что пора уходить из школы: накапливается усталость, со многим не согласна, все труднее убедить ребят в необходимости знакомства с нашей великой классикой… Но как только вспоминаю, что через несколько лет мой внук пойдет в школу, сердце больно сжимается от тревоги: что ждет в школе моего Димку?   

Метки:

2 комментария на «Осмысление значения русской литературы»

  1. Deus Vult!:

    Очень хорошая статья!
    Мне кажется, что еще проблема в том, что некоторые взрослые не приучили потомство к чтению и к другим полезным вещам. Итог печальный…

  2. Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия. Материалы девятой всероссийской научной конференции (Бородино, 16-17 ноября 2004 г.). Сборник научных статей. М.: Институт Наследия, 2005. – 462 с., ил.

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail