И снова о нормах языка. Часть вторая

Как я и обещала, борясь с проблемой грамматических ошибок, продолжаю тему  правильного сочетания слов, подбора нужной формы слова, внимательного отношения к значению слов.  Судя по многочисленным комментариям и  неравнодушному отношению читателей к содержанию  предыдущей статьи, надежда еще не потеряна, так как она умирает последней. А я никак не желаю ее смерти.  Пусть все будут живы и здоровы: и вы, дорогие посетители моего сайта, и надежда на лучшее будущее  во всех областях нашей жизни и деятельности!

Сегодня речь пойдет  о падежах. Напоминаю тем, кто вместе с получением аттестата зрелости выкинул падежи из памяти. В нашем современном русском языке осталось 6 падежей:

Именительный  (кто? что?)

Родительный  (кого? чего?)

Дательный  (кому? чему?)                                                                                                      

Винительный (кого? что?)

Творительный (кому? чему?)

Предложный (о ком? о чем?)

Казалось бы,  чего проще: подставляй вопросы к существительному и употребляй существительное в нужном падеже. Но не тут-то было! Встречаются такие фразы, где употребление цепочкой нескольких одинаковых падежных форм  не только затрудняет понимание, но и делает предложение неуклюжим.  Обратимся к примеру, чтобы стало ясно.

Дом племянника жены кучера брата доктора. (Пример А.М.Пешковского, выдающегося русского лингвиста)

1.Чаще всего такое  нанизывание  происходит  с формой родительного падежа  из-за большой распространенности родительного приименного (то есть зависимое слово стоит в родительном падеже).  К.И Чуковский приводит такой пример: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления  трагизма его судьбы».

Как же выйти из такой ситуации?  Для этого в нашем богатом русском языке существует много синонимичных конструкций.  Попробуем справиться с данной проблемой. Иногда достаточно «разбить» в каком-нибудь месте  цепь родительных падежей, чтобы облегчить восприятие текста.

В других случаях вовсе не обязательно «впихивать»  всю информацию в одно предложение.

У брата доктора есть кучер. А это дом, который принадлежит племяннику его жены.

2.Встречаются  цепочки других одинаковых падежей, например, творительного:

Вопрос будет разрешен назначенной дирекцией комиссией.

Нельзя было  ограничиться принятыми студентами решениями.

Исправляем предложения, и получается так:

Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией.

Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты.

А вот проблема уже с дательным падежом:

Приступили к подготовке к соревнованию.

Или с предложным:

На конференции обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

В исправленном виде фразы звучат уже лучше:

Начали подготовку к соревнованию.

На конференции  обсуждалось соглашение о взаимной помощи.

3.Не очень красиво звучат предложения, в которых много одинаковых предлогов. Этого тоже следует избегать.

Мы советовались с врачом с большим стажем.

Издание открывается обращением к стремящимся к знаниям школьникам.

Гораздо лучше  было бы сказать так:

Мы советовались с врачом, имеющим большой стаж.

Издание открывается обращением  к школьникам, стремящимся получить знания.

Я думаю, что для одного занятия информации достаточно. В продолжении этой темы я планирую  в ближайшее время  предложить небольшой практикум  по выработке навыков составления правильных предложений, то есть по отработке норм языка (естественно, с ответами, как у нас уже заведено). 

Метки: ,

15 комментариев на «И снова о нормах языка. Часть вторая»

  1. Полезно вспомнить старые забытые правила русского языка, языка Пушкина, Достоевского, Лермонтова…!

  2. Особенно для рерайта актуальная проблема.

  3. Примеры касаются без образной речи!
    Это деловые обороты, которые возникли недавно в русском языке.
    Вспомните, например, как писали чиновники у Гоголя.
    Образ в письменной речи все-же сохранялся.
    Поэтому и не было ошибок в падежах.

  4. У нас 6 падежей, а как бедные финны и венгры — у них по 12-ть

  5. Очень актуальная тема, особенно для нас блогеров

  6. Да великий русский язык требует внимания

  7. Показал дочке Ваш сайт, много полезной информации. Молодежь принудительно нужно заставлять читать, а как они пишут? Ваша работа всегда будет актуальной! Хороший выбор темы.

  8. Полезно вспомнить нормы русского языка. Спасибо.

  9. Нужно посоветовать ваш сайт нынешним школьникам, сколько неучей растет!

  10. Очень нужная тема для блоггеров.

  11. hey admin thanks for excellent and straightforward understandable put up i liked your weblog site really considerably bookmarked also

  12. Every weekend i used to visit this web site, because i want enjoyment, since this this website conations genuinely pleasant funny stuff too.

  13. Whats up very nice blog!! Man .. Beautiful .. Superb .. I will bookmark your website and take the feeds also…I’m happy to seek out so many useful info here in the post, we want work out extra techniques on this regard, thanks for sharing.

  14. I really like and appreciate your blog. Really Great.

  15. Great post, I believe blog owners should learn a lot from this weblog its really user genial. So much wonderful information on here :D.

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail