ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение. Продолжение

ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение. Продолжение

Несколько месяцев назад я опубликовала статью на эту тему (см. здесь), объясняя выпускникам, как надо готовиться к ЕГЭ по русскому языку. Судя по количеству посетителей, прочитавших именно эту статью, я осознала, что эта тема очень актуальна. Ну а сейчас времени до экзаменов осталось совсем немного, так что основная подготовка уже прошла. Но все-таки не будет лишним кое-что напомнить.
Итак, сочинение на ЕГЭ является не совсем обычным школьным сочинением, так как отсутствует тема, которая обычно предлагается учащимся. Если быть точным, то на уроках предлагается всегда несколько тем на выбор. И мы учим ребят правильно раскрывать выбранную тему, а на ЕГЭ тема отсутствует, просто предлагается прочитать предложенный текст (как правило, публицистического стиля на какую-нибудь важную общественную тему), а потом выявить проблему (хотя бы одну из нескольких), прокомментировать ее, далее определить авторскую позицию, высказать свое отношение к ней и еще привести в качестве доказательства своей позиции два примера, желательно из литературных произведений (они оцениваются более высоким баллом), но можно и из собственного жизненного опыта. Поскольку в течение учебного года тренировочные работы в форме ЕГЭ проводятся неоднократно, то и типичные ошибки я могу назвать точно.
Во-первых, многие ребята или забывают, или не считают нужным приводить примеры в доказательство своих слов. Это очень жаль, потому что драгоценные баллы теряются именно из-за забывчивости или лени авторов.
Во-вторых, те ученики, которые не любят читать, не приобрели способность правильно выделять проблемы, поднимаемые автором предложенного текста. И иногда встречаешь очень примитивный взгляд на текст. Так, в одной из таких тренировочных работ был предложен текст о том, что у человека, которого обокрали, сначала возникло сильное желание наказать вора, но потом он почувствовал нечто, похожее на жалость к нему, так как вдруг понял, что у этого воришки совершенно стерто представление о нравственности и нормах человеческого поведения. И далее последовали размышления автора о том, что люди должны быть выше стремления отомстить вору, а увидеть в нем человека. Нет, о всепрощении речь не шла. Здесь были рассуждения о том, как бы нам, нормальным людям, не впасть в крайность озлобления. Так вот один одиннадцатиклассник, не привыкший размышлять при чтении, так как читать он вообще терпеть не может, стал в сочинении просто вспоминать о том, как их обокрали, но ни слова не написал о каких-то внутренних переживаниях. Вывод такой, что проблему этот ученик не назвал, значит, и прокомментировать ее не смог, а уж об авторской позиции и говорить нечего. Короче говоря, за свое сочинение он из двадцати трех максимально возможных баллов получил только шесть. Аналитическое мышление необходимо в данном случае. Но я думаю, что аналитическое мышление человеку вообще необходимо в жизни. А для этого надо заставлять себя работать головой, побольше читать серьезных, «взрослых», книг. То есть «Курочка Ряба» или «Колобок» здесь вряд ли помогут.
Третьей проблемой экзаменуемого является неумение выразить свои мысли. Конечно, исправить это можно только добросовестной подготовкой и старанием. Чем чаще человек работает над трудностями, тем быстрее он с ними справится.
Четвертая трудность – это грамотность. Точнее сказать, безграмотность. Ну тут совет следующий. Если вы не знаете, как пишется какое-то слово, то лучше не рисковать и постараться подобрать другое, подходящее по смыслу (синоним), но которое вы напишете без ошибок. Точно так же и со знаками препинания. Постройте предложения так, чтобы вы могли разобраться с синтаксисом и правильно расставить запятые. Не пишите очень длинные предложения.
Ну, в общем, напутствие я даю всем такое же, как и своим собственным ученикам. Главное, не нервничать на экзамене и постараться вспомнить все советы, которые вы получаете от учителей.
Всего вам доброго! Удачи на экзамене! Ни пуха ни пера!

Метки:

3 комментария на «ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение. Продолжение»

  1. Вши рекомендации хороши не только для учеников, готовящихся к ЕГЭ

  2. Проблема ЕГЭ близка многим. У меня сын учится в десятом классе. Так что до ЕГЭ остался всего год. Мне кажется, я переживаю по этому поводу больше, чем он.

  3. Interesting. We are waiting for new messages on the same topic!!…

Ваш отзыв

  • Следите за обновлениями

  • Подписка на RSS
  • Подписка по E-mail